Чтобы искать и находить лучшие варианты представления перспективы, вам нужно менять именно положение фотокамеры, а не что-либо другое. Дело в том, что перспектива — это такой вид, который определяется тем, откуда вы решили сфотографировать свой объект. При перемене фокусного расстояния перспектива не меняется. На первый взгляд может показаться, что меняется, но на самом деле фокусное расстояние определяет лишь то, какая часть вида будет зафиксирована на фотографии.
Профессиональные фотографы знают, что перспектива оказывает очень большое влияние на фотоизображение, но при этом является одним из тех факторов, которые проще всего контролировать. Вот почему, наблюдая за профессионалами за работой, вы часто видите, что они постоянно ходят вокруг объекта — иногда пригибаются кземле или взбираются на ближайшее возвышение, подходят очень близко и снова отходят далеко. Вам тоже стоит взять это себе на заметку, сказал Новиков, которому нужна торт доставка. Ваша работа преобразится, если вы просто станете больше двигаться, смотреть на мир через камеру с разных позиций.
Вам никогда не стоит забывать, что то, что вы видите просто глазами, и то, что вы видите через объектив камеры, который находится немного ниже ваших глаз, может различаться в отношении перспективы. В некоторых случаях, например, при съемке натюрмортов, интерьеров или портретов, это небольшое различие способно ощутимо менять композицию. Это различие будет гораздо более выраженным, если вы используете студийную камеру или среднеформатную камеру с шахтным видоискателем.
Эффективное использование зума
Чтобы лучше разобраться в вопросах изменения перспективы, вам прежде всего нужно ознакомиться с тем, какое влияние на изображении оказывают различные фокусные расстояния.
Альтернативные виды
Этот широкоугольный вид (выше слева) показывает ничем не примечательную пляжную сцену на греческом острове Андрос. Это просто фотография места, в ней нет никакой захватывающей интерпретации сцены или какой-то заинтересовывающей точки зрения. В необычных местах действительно нередко возникает соблазн сделать широкий снимок, чтобы
показать всю сцену целиком. Но часто это бывает не лучшим вариантом. В этом случае вид снизу, захвативший еще и угол тента, создает совсем иное настроение. Тент уравновешивает большую скалу, что делает фотокартину почти законченной. Бегущий ребенок на переднем плане стал хорошей возможностью оживить весь вид в целом.
Короткое фокусное расстояние позволяет вам близко подойти к объекту съемки, но при этом фиксирует много заднего плана. Немного отступив назад, вы сможете захватить больше сцены, но при этом из- за большой глубины резкости, характерной для широкоугольного объектива, отдельные элементы сцены будут мало отличаться друг от друга по четкости изображения.
Длиннофокусные объективы позволяют показать крупным планом лицо, не находясь поблизости. Такие объективы имеют свойство сближать пространственно разнесенные объекты. Так, на городской фотографии, сделанной с большого расстояния, здания, находящиеся в нескольких кварталах друг от друга, могут смотреться как ближайшие соседи. Однако при использовании длиннофокусного объектива для съемок с малых расстояний характерная для него малая глубина резкости может, наоборот, разделять близко расположенные объекты.
Телеперспектива
Эта фотография с фестиваля в гористом Таджикистане (выше) хорошо показывает толпу людей, наблюдающих за действом. Двое детишек с поднятыми руками завершают сцену. Длиннофокусная версия (справа) притягивает внимание к танцовщице, но лишает зрителя ощущения причастности к толпе, смотрящей представление.
Широкоугольные объективы
■ Показывают больше переднего плана или заднего.
■ При использовании в макросъемках увеличивают размеры близких объектов.
■ Увеличивают любые различия в расстоянии или положении между объектами.
■ Обеспечивают большую глубину резкости и связывают объекты с их задним планом.
Телеобъективы
■ Снимают пространственную разделенность.
■ Увеличивают главный объект.
■ Обеспечивают малую глубину резкости и отдаляют объект от его заднего плана.
Для выполнения этого упражнения оставьте свой зум- объектив на его наименьшем фокусном расстоянии. Ищите такие сцены, которые будут наиболее подходящими для этого фокусного расстояния. Не обращайте внимания на все остальные и не пытайтесь менять фокусное расстояние. Это будет оттачивать ваше понимание того, на что способен широкоугольный объектив. Возможно, вы начнете приближаться к объектам съемки — включая и людей — больше, чем раньше. Причем перемещаться будете именно вы, поскольку использовать зум не разрешается. Потом повторите это упражнение, выведя объектив на его наименьшее фокусное расстояние.