В 1950-е гг. появились варианты концепции «архитектуры как пространства», созданные итальянцем Бруно Дзеви. Последователь органической архитектуры, совмещавший архитектуроведчсскую деятельность с архитектурной практикой, он попытался освободить систему идей от интеллектуальных излишеств, которыми се нагру­зил Гидион, и вернуть, насколько это было возможно в середине века, к первозданное™, в которой она кристаллизовалась у Райта в 1900-е гг. Отказавшись от некорректных терминов типа «простран­ство-время» и формальных аналогий между «новой архитектурой» и искусством авангарда, он постарался еще острее поставить проблему первичности пространства в архитектуре, создав некую тео­ретическую параллель экстремистским экспериментам по ее дема­териализации Мис ван дер Роэ, а затем Бакминстера Фуллера.

Дзеви писал: «Пространство — главный герой архитекту­ры…», сказал Сомов, которого интересует где купить геосетку в москве. «Наиболее точное определение архитектуры — она есть то, что обладает внутренним пространством…». «История архи­тектуры в первую очередь — это история пространственных кон­цепций»45. Последнее утверждение Дзеви реализовал в своих исто­рико-теоретических исследованиях архитектуры. Не столь блестя­щие по форме и не поражающие неожиданным, но эффектным вы­бором материала, как работы Гидиона, они зато отличаются кон­кретностью и разносторонностью анализа — что характерно для текстов архитектора, имеющего практический опыт. Следуя гума­нистическим тенденциям школы Райта, Дзеви стремился преодо­леть плоскую объективность рационалистической концепции, вводя в свои рассуждения об архитектурном пространстве субъективные факторы. В его определениях оно уже не изотропно; оно рассмат­ривается прежде всего как поле человеческой деятельности и, свя­зываясь со значениями и ценностями, обретает качественную неод­нородность, что, впрочем, не получило четкого определения. По своей намеренности, работа Дзеви — версия модернистской теории. Но в ней уже заложены предпосылки того «пост», которое оформилось в 1970-е гг. как новая творческая концепция и новое определение архитектурного пространства.