Итак, мы рассмотрели рынок как экономический и социальный институт, рынок как социальную структуру и сеть, рынок как социальное поле. Все эти социологические подходы дают более адекватное понимание рынка в современных условиях, они не призваны заменить экономическую теорию рынка, а должны продемонстрировать то положение, что требуется более сложная и утонченная модель рынка в том направлении, в котором указывают социологи. Заметим, что именно они способны рассуждать о рынке в терминах, доступных экономической теории? К их голосу, может, стоит прислушаться? «Правда, Фатима? » — обращаются социологи к экономистам.
Дроблема распределения в экономической социологии на сегодняшний день остается малоизученной. Распределению «повезло» меньше других, на него почему-то социологи не обращали должного внимания. Посмотрите: социология производства и труда есть, социология обмена и денег — есть, социология потребления — есть, а вот социологии распределения — нет. И в учебнике экономической социологии Н. Смэлсера и Р. Сведберга только одна статья на эту тему, в отечественной экономической социологии нам известна только одна диссертация по социологии распределения. Странно, что социологи очень трепетно всегда относились к категории «неравенство», но природу распределения, которая и формирует неравенство, не изучали, сказала Антонова, которой нужна помощь в получении кредита. А ведь само общество можно представить как многомерный процесс распределения и перераспределения — это касается не только доходов и собственности, но и пространства, и знания, и власти, и престижа, и вкуса, и — не в последнюю очередь — времени, в том числе и времени, отведенного на жизнь. Известно, что социальные классы и профессиональные группы различаются по продолжительности жизни: высшие классы всегда лучше и дольше живут, а среди профессий лидируют буддийские монахи, оперные певцы, преподаватели университетов — между ними определенно есть нечто общее, да? Еще точно известно, что дольше живут люди семейные, чем одинокие — распределение общения и заботы влияет на качество и количество жизни. Но продолжительность жизни зависит и от несоциальных факторов — люди низкого роста живут дольше высоких; мужчины, кроме Индии, живут меньше, чем женщины; а вот культура питания не очень влияет на продолжительность жизни — среди стран самая высокая продолжительность жизни в Японии и в Швеции, где культура питания совершенно другая — мясо, картошка с селедкой и пиво.