Вопросы установления тарифов на транзит приобретают важное значение в связи с тем, что значительная часть конечной цены углеводородов приходится на оплату услуг по транзиту. Ожидаемое повышение доли природного газа, поступающего в ЕС из отдаленных и труднодоступных источников, может повлечь увеличение как абсолютного, так и относительного значения транзитной составляющей в конечной цене газа, а также потребует значительных капиталовложений для строительства транспортной инфраструктуры.
Уже отмечалось, что цена капитала, направляемого на инвестиции в трубопроводный транспорт, оказывает мультипликативный эффект на величину тарифа, так, например, при изменении ставки кредита с 10 до 15% ставка тарифа возрастает на 15-21%. Страны, через которые проходят транзитные потоки, получают долгосрочную экономическую выгоду или своего рода ренту от своего географического расположения. Это позволяет компаниям этих стран получать высокие прибыли от предоставления услуг по транзиту, а самим странам — высокие поступления в бюджет. Будучи монополистами, транзитные страны зачастую осуществляют тарифную дискриминацию. В ТЭКе существуют требования в отношении транзита, которые следует учитывать при дальнейшей разработке международного транзитного режима. Некоторыми из требований в этой связи являются: Большинство этих ключевых элементов выходит за рамки принципов, — установленных существующими международными правилами по транзиту, несмотря на то что некоторые из них уже приняты в ряде национальных законодательствах. Это указывает на необходимость согласования международных правил по транзиту с требованиями промышленности, обеспечения равных возможностей, избегая в то же время любого вмешательства правительств в коммерческие соглашения.