Общность вкусов создает около каждого завода круг покупа­телей, перекрывающий зоны сбыта однородных продуктов. Индивидуальные особенности какого-нибудь продукта одновре­менно работают как за производителя, так и против него: за не­го потому, что предприниматель получает возможность втор­гаться, несмотря на стоимость перевозок, в сферу действия сво­их конкурентов, и против него потому, что, несмотря на свое бо­лее благоприятное положение, он не может полностью избавиться от конкуренции аналогичных товаров в собственной рыночной зоне*. Чем свое­образнее изделие, чем меньше у него заменителей, тем слабее его шансы на полное завоевание рынка. Но по той же причине его рыночная зона будет значительно обширней, чем если бы все покупатели были сосредоточены в одном и том же мес­те. О числе перекрывающихся зон сбыта можно судить по большому разнообразию товаров, поступающих в розничную торговую сеть, сказал Сомов, которому нужен автоинформатор. Предпринимательскую деятельность тоже можно рассмат­ривать с территориальной точки зрения. Небольшие улучшения могут расширить и уплотнить зону сбыта данного предприятия за счет его конкурентов. Новые или значительно улучшенные товары завоевывают рынок в ущерб всем старым изделиям. Так, например, развитие автомобильной промышленности про­изошло не только за счет железнодорожного транспорта, но и за счет производства пианино, различных напитков и т. д. Позд­нее, когда новое изделие окажется удачным в экономическом отношении, подражатели начнут делить с инициаторами зону сбыта. Если же, наоборот, рынок окажется слишком малень­ким даже для первого предпринимателя, то его следу­ет считать инициатором, потерпевшим неудачу. Процесс разви­тия непрерывно отклоняется в ту или иную сторону, то к уни­кальному рынку одаренного предпринимателя, то к строго ограниченным зонам сбыта предприятий, производящих стан­дартные товары.