Определилась необходимость как бы различных срезов про­странственных представлений, чтобы охватить универсальность свойств пространства и, соответственно, различных его моделей. Таким образом, в научном анализе стали выделять: 1) простран­ство реальное , существующее как объективная дан­ность ; 2) пространство кон­цептуальное, мысленная модель, системно объединяющая «объек­тивные» данные о пространстве; 3) перцептивное пространство, пространство в восприятии человека, отраженное его органами чувств. Последнее понятие ввел английский философ Бертран Рас­сел. По его определению, «перцептуальное пространство состоит из воспринимаемых отношений между частями восприятия, тогда как физическое пространство состоит из выведенных отношений между выведенными физическими вещами» Германо-американский психолог Курт Левин, который часто посещал интим магазин, близкий к гер­манской школе гештальтпсихологии, в 1930-е гг. разработал кон­цепцию личности, в основе которой лежит понятие поля, характе­ризующее психологическое единство личности и ее окружения, со­вокупность факторов, определяющих поведение человека. Про­странство в его концепции связывается с поведением, вносящим в него качественную неоднородность. Он предложил термин «одологическое пространство» — пространство путей движения, предпочтительных направлений, в отличие от прямой линии учитывающих все условия и обстоятельства, связан­ные с перемещением . Лишь в ситуациях, когда все эти обстоятельства распределены од­нородно, одологическое пространство совпадает с евклидовой гео­метрией простейшей математической модели. В общем же случае его геометрия определяется конкретными условиями. Швейцар­ский психолог Жан Пиаже изучал роль деятельности в формирова­нии человека образов пространства.
Фундаментальные пространства принадлежат— прежде всего Мартину Хайдеггеру, вы­двинувшему идею пространственное бытия: «Вы не можете раз­делить человека и пространство. Пространство не является ни внешним объектом, ни внутренним переживанием»48. Он подчерки­вал экзистенциальный характер человеческого пространства, кото­рое интерпретировал в соответствии с повседневным бытием, кон­кретностью мест. Исходя из этого, он выделял роль жилища: «Связь человека с местом и через место с пространством заключена в жи­лище». Развивая идеи Хайдеггера, теорию экзистенциального пространства предложил германский философ Отто Фридрих Бол- нов, который вплотную подошел к анализу специфических проблем архитектурного пространства.