Надежность газоснабжения все больше обеспечивается не долгосрочными контрактами, а гибкими рыночными механизмами, ликвидностью рынков, более развитой газотранспортной инфраструктурой. Гарантией безопасности газоснабжения потребителя по долгосрочным контрактам являются обязательства поставщика, его ресурсная обеспеченность, профессиональная компетентность и добрая воля, которая может зависеть от геополитических интересов и целей государств-экспортеров. При спотовой торговле о достаточности объемов предложения газа сигнализирует высокая ликвидность, отсутствие ограничений в газотранспортной системе и прозрачный недискриминационый доступ к ней. Риски достаточности профессиональной компетентности распределяются между многими поставщиками. Все вместе они менее уязвимы политически мотивированному поведению. Поэтому доступные в условиях развитой хабовой торговли механизмы хеджирования рисков и обеспечения безопасности поставок являются более предпочтительными для потребителей. Высоколиквидная хабовая торговля устраняет риски поставщика по сбыту, освобождает его от необходимости брать на себя твердые обязательства но поставке. Для потребителя — устраняет риск дефолта либо неполной поставки. Т. е. ликвидный спот выполняет аналогичную долгосрочным контрактам функцию снижения рисков. Краткосрочная торговля наилучшим образом отвечает внутренней системной логике модели конкурентного ценообразования, которая предполагает максимальное отделение цены самого товара от условий, связанных с обязательствами по его поставке. Объемы краткосрочной спотовой торговли будут нарастать. Происходящие на мировых рынках газа изменения генерируют новые ценовые сигналы и для российскою газа. Стратегия развития газовой отрасли РФ должна гарантировать его конкурентоспособность и востребованность на внешних рынках и устойчивость молели ценообразования на внутреннем. От успешной реализации этой стратегии зависят устойчивость развития газовой отрасли, надежность газоснабжения потребителей и стабильность доходов государственных бюджетов. На первый план выдвигается задача усиления конкурентных преимуществ российского газа, решение которой должно происходить за счет снижения затрат на производство и доставку газа на традиционные и потенциальные рынки, а также максимально полного использования возможностей существующей газотранспортной инфраструктуры и потенциала российских независимых производителей газа.