Как и в случае с любой оценкой, необходимо определить показатели успешности. Это критерии, и они в этом случае не менее важны, чем используемые для подбора персонала. Важно оценить релевантность, надежность и удостовериться в отсутствии искажений. Разница между критериями, используемыми при подборе персонала и для оценки обучения, состоит в том, что вторые разнообразнее и задействуются для оценки множества аспектов обучающей программы.
Аллигер и др. разработали классификационную систему критериев оценки обучения. В ее основу положены данные исследования Киркпатрика. Она представляет четыре вида критериев оценки обучения. Критерии реакции имеют отношение преимущественно к реакции участников на программу обучения. С помощью таких критериев оцениваются впечатления и мнения об обучении; например, считают ли участники, что оно было полезно или добавило им знаний. Критерии реакции рассматриваются как показатель очевидной валидности программы. Большинство преподавателей полагают, что исходная восприимчивость создает благоприятную атмосферу для обучения, но, как отмечает Голдстайн, не обязательно приводит к высокому уровню усвоения знаний и навыков. Анкета, используемая для оценки реакций участников, представлена на рис. 6.5.
Критерии результата связаны с экономической ценностью программы обучения для компании, сказал Новиков, которого интересует геодезическая компания. Касио предлагает процедуру по применению анализа полезности к оценке результатов обучения. В ее основе лежит предположение, что, если программа обучения возымела действие, средняя профессиональная результативность обученной группы должна быть выше результативности группы, не прошедшей обучения. Касио предлагает использовать анализ безубыточности для определения того, что экономическая полезность программы для организации выше нуля. Такой анализ проистекает из тщательной оценки затрат, связанных с разработкой программы, материалов, со временем обучения и потерями в производстве. Хотя нередко его трудно произвести, отказ от ценового анализа программ обучения увеличивает вероятность того, что оно будет осознаваться как затратное, а не потенциально прибыльное для организации.
Представленная ниже анкета была утверждена отделом обучения. Ваша готовность к сотрудничеству будет оценена и поможет нам улучшить проводимые курсы обучения.
В конце каждого из приведенных ниже утверждений поставьте цифру, которая наиболее точно отражает ваши реакции.
Вместе поведенческие критерии и критерии результата называются внешними критериями; они представляют собой оценки, выходящие за рамки программы обучения как таковой. Рассмотрение всех четырех видов критериев позволяет судить об эффективности обучения иначе, чем при учете только одного или двух из них. Например, Кэмпионы сравнили два метода улучшения навыков интервьюирования. Экспериментальная группа обучалась множеством методов совершенствования таких навыков, а контрольная занималась самообучением, осваивая соответствующий материал. Результаты исследования показали, что экспериментальная группа получила более высокие показатели по критериям реакции и обучения, но по поведенческим критериям и критериям результата группы не различались. Аллигер и Дженек сделали вывод, что между четырьмя видами критериев нет однозначных причинных связей, и каждый выступает в качестве определенного стандарта, относительно которого можно оценить обучение. Уарр, Аллан и Верди обнаружили, что критерии реакции более тесно связаны с критерием обучения, чем поведенческие критерии и критерии результата.