Яркое различие между скрытыми чемпионами и обычными компаниями заключается в глубине цепочки создания ценности и высокой степени вертикальной интеграции. Снова и снова я с изумлением замечал, что лучшие предприятия являются более самодостаточными по сравнению с обычными компаниями. «Мы все делаем сами», — заявляют лучшие, тогда как от представителей обычных компаний мне столь же часто приходится слышать.
«Сами мы этого не делаем», «Мы используем аутсорсинг», «Мы предоставляем это делать другим» и прочее в этом роде, сказалОрлов, который знает где купить карниз для штор оптом и в розницу. Слово «глубина» очень точно описывает этот феномен. Сильнейшие компании имеют невероятно глубокую цепочку создания ценности, очень высокую степень вертикальной интеграции в производстве и еще большую в сфере НИОКР. Такие компании ведут себя очень сдержанно, когда речь заходит об аутсорсинге и стратегических альянсах — в особенности, когда дело касается их ключевых компетенций. Следует ли считать такой подход устаревшим? Или именно в нем и состоит суть их превосходства? Прямых ответов на эти вопросы нет. Уникальность должна быть сформирована изнутри и не может быть куплена на рынке, поэтому она требует глубины и некоторой сдержанности по отношению к аутсорсингу. Отмечая сильные лидерские качества руководителей скрытых чемпионов, мы могли бы ожидать, что в этих компаниях используется авторитарный стиль управления. Лидерство действительно является авторитарным, когда речь идет о принципах. Несмотря на это, мы выяснили, что скрытые чемпионы являются ярыми сторонниками децентрализации и предпочитают давать исполнителям больше свободы действия, чем это делается в крупных корпорациях.