В полетах, особенно летом, самолет сталкивается с явлением болтанки, вызываемой турбулентностью атмосферы. Более ощутимая болтанка наблюдается в нижних слоях тропосферы до высоты 3,5 Км, вследствие неравномерного нагрева поверхности земли, создающего термические потоки воздуха. При этом перепад температуры на километр высоты больше стандартного. На средних высотах болтанка возможна на границах холодных и теплых фронтов, а также в кучевой и мощно-кучевой облачности. На больших высотах наблюдаются горизонтальные струйные течения воздушных масс с различными скоростями по высоте, часто вызывающие болтанку при наборе высоты. Струйные течения воздуха имеют ширину от 200 до 2500 Км, длину до нескольких сотен километров и распространяются на высотах от 6000 — 7 000 до 15 000 — 18 000 М со скоростями 100-j-300 — 500 Км/ч и более. Интенсивность болтанки а характеризуется перегрузкой и величина ее определяется принятой шкалой оценки интенсивности болтанки. Перегрузки, испытываемые при полете в турбулентной атмосфере, подразделяются на болтаночные, возникающие от внешних возмущений, и маневренные, зависящие от характера пилотирования самолета летчиком. Суммарная перегрузка изменение перегрузки, вызванное болтанкойИз формулы следует, что при пилотировании самолета в турбулентной атмосфере необходимо по возможности избегать маневренных перегрузок и перегрузок от внешних возмущений в целях уменьшения суммарной перегрузки. Управлять самолетом можно вручную либо с помощью автопилота. При пилотировании самолета вручную для снижения маневренной составляющей перегрузки рекомендуется отклонять рули плавно и по возможности на меньший угол, т. е. не реагировать на болтанку с малыми периодами, а исправлять скорость, высоту и угол крена только тогда, когда они достигнут заметных для летчика значений. В отдельных случаях, когда самолет значительно изменяет свое положение в пространстве под действием порыва ветра, необходимо энергичное вмешательство летчика в управление.