Но «Аламаннская правда» источник определенного харак¬тера. Это все же варварская «Правда», хотя и составленная позднее. И в ней есть титулы, характеризующие некоторые мо¬менты, сохранившиеся еще от более ранних исторических этапов в жизни аламаннского общества, когда аламаннский народ пе¬реживал еще свой первобытно-общинный период или сохранил следы этого периода в титулах «Правды».
В «Аламаннской правде», составленной позже, чем «Сали¬ческая правда», следы или пережитки общинных отношений выявляют себя значительно слабее, нежели в «Салической правде», и их приходится уже разыски-вать. Это касается даже следов альменды.
Так, например, если в «Салической правде» прямо стоял вопрос о том, что дороги вполне свободны от частной собственности и принадлежат всему народу то судя по «Аламаннской прав¬де», об этом можно сказать уже с некоторой оговоркой. Есть, например, упоминание о дороге, по которой совершают свой путь свободные аламанны. Сказано так: Титул LVIII, 1. «Если свободная женщина или девица пойдет своей дорогой между двумя деревнями и кто-нибудь встретит ее и силой обнажит ей голову, то должны уплатить б солидов» offerte ramen en deuren.
5) «Если это будет совершено в отношении замужней жен¬щины, то надо уплатить вдвое против того, что мы указали от¬носительно девушки».

В этих пунктах внимание обращено йа ограждение прав женщины в пути, но в то же время косвенно дается указание на то, что дорога еще не является частной собственностью. Она должна быть свободна. Она лежит между деревнями. По ней всякий может проходить. Указание в законе именно о женщине, проходящей по, дороге, объясняется по-видимому тем, что жен¬щина сама не может защищаться от нападения на нее. Ее ог-раждает закон. Но в нем не просто говорится об оскорблении женщины, а о нанесении ей обиды на дороге. По. аналогии с тем, что в «Салической правде» подобное указание имеется в самых ранних кодексах, относящихся еще к началу VI в., можно пред¬положить, что и в законе аламаннов этот титул является отра¬жением записи народных обычаев и прав.
, Он отражает, видимо, еще общинную собственность на доро¬гу. Но, как мы уже заметили, эта общинная собственность уже не так ярко выявлена, как в «Салической правде». Наступление на альменду уже началось по «Аламаннской правде».
А если говорить о водных источниках, которые в «Саличе¬ской правде» отмечены как общие источники, принадлежащие всему обществу франков, то о них «Аламаннская правда» сви¬детельствует совсем по-другому.
В «Аламаннской правде» можно усмотреть не свободное пра¬во всех людей на пользование водным источником не может считаться личной принадлежностью какого- либо человека.