С другой стороны, сколько-нибудь развернутая в горизонтальной плоскости каменная конструкция, сочетающаяся с метафорой мирового столпа, может моделировать горизонтальную структуру мира.
Предположение о том, что намогильная конструкция воспроизводит «модель мира», подтверждается наличием в культуре тюркских и монгольских народов аналогичных культовых сооружений, не связанных с погребальной обрядностью. Характерна, например, конструкция Обо — кучи камней, в которую воткнута палка с жертвенным «прикладом»1. Д. Бан — заров отмечал, что в обо, «согласно с древними обычаями, втыкают… лук, стрелы, копье и меч» . Известны и другие разновидности бурятского обо. Например, обо, сооружаемое в месте удара молнии, возводилось из веток и огораживалось. «К четырем столбам ограды привязывали различные ленты и лоскуты» . Монголы в первое утро нового года втыкали к востоку от обо палочку с привязанными к ней платком-х Ад а ком, Шерстью и волосами домашнего скота.
Сходство традиционных погребальных и культовых сооружений, по-видимому, коренится в первобытной общности^ обрядов. По мнению О. М. Фрейденберг, в родовую эпоху на могиле совершаются те же действия, что и в доре — лигиозном храме. Э. Л. Львова и М. С. Усманова, которой нужно бухгалтерские услуги в Москве, отмечают элементы сходства погребального обряда и обрядов общественных жертвоприношений в традиционной культуре тюрков Саяно-Алтая. Ввиду этого значим факт приуроченности погребения у древних тюрков к весне или осени. Кстати, аналогичные сроки известны в погребальной обрядности некоторых-современных сибирских народов.