Многие академические дисциплины, в том числе И/О психология, социология и политология, внесли свой значительный вклад в исследование организаций. Они рассматривали разные организационные конструкты. В рамках индустриальной психологии, например, исследовали индивидуальные действия и установки, проявляющиеся в организационном контексте. Однако прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, следует заметить, что самому термину «организация» дать определение не так и просто. Организации — это абстрактные сущности, и в то же время они реальны и фактически могут считаться «живыми». Когда организация, которой нужно оформить сертификат соответствия ГОСТ Р, прекращает свое существование, никого не удивляет, что это событие называют «смертью» компании. Чтобы лучше понять значение слова «организация», исследователи прибегают к метафорам, которые помогают получить более полное представление об одном понятии через другое. Однако при попытке объяснить значение термина этот прием не всегда приводит к успеху. Одна из метафор — уподобление организации человеку. Люди имеют скелетную систему и систему кровообращения. Организации обладают характеристиками, аналогичными физиологическим понятиям. Однако эта метафора не совсем точна. Граница «между» человеком и окружающей его средой — кожный покров. Какими бы физиологическими системами ни обладали люди, они ограничены этим кожным покровом, защищающим наше тело. Организации же не обладают такой защитной оболочкой. В этом случае границы между тем, где «заканчивается» организация и начинается ее окружающая среда, неплотные, проницаемые. В настоящее время точка зрения, в соответствии с которой рассмотрение организации как сущности является весьма затруднительным, находит довольно много сторонников. Известно, что академические дисциплины, занимающиеся данным предметом, с трудом находят приемлемые способы объяснения феномена организаций.
Девис и Пауэл отмечают, что исследовать организации стали сравнительно недавно — в 1950-е гг. В это время психологи стали осознавать, насколько большое влияние организации оказывают на поведение своих работников. Как отмечалось в главе 1, лишь в 1970-е гг. «индустриальная» психология стала «индустриально-организационной», т. е. была определена сфера ее интересов так, как она признана на сегодняшний день. Официальное признание второй составляющей заставило нас начать изучение социальных основ поведения. В этой главе рассматривается то, как организация влияет на поведение ее членов и формирует его. Понятия, которые будут здесь проанализированы, переключают наше внимание с отдельного человека на социальные общности. Будут рассмотрены разнообразные конструкты — от формальной структуры организации до динамики, связанной с изменением функционирования организации.
Три теории организаций
Объяснить, почему существуют организации, легче, чем дать им определение. Организации представляют собой механизм для достижения определенных целей; организации — это совокупность элементов, если они будут функционировать разрозненно, то цель не будет достигнута. Различные способы исследования организационных процессов породили ряд школ и теорий. По нашему мнению, существует три основные теории организаций, имеющих множество вариаций и акцентов :
• классическая;
• неоклассическая;
• теория систем.
Представители соответствующих школ имеют разные точки зрения на феномен организации.