2222Изменения, которые затем происходят и в мировоззрении, и в творчестве писателя, обусловлены укреплением его связей с рабочим движением. В 1913 г. он, как и Борн, становится очевидцем стачки рабочих шелкоткацких фабрик в Патерсоне. Эта стачка, по словам друзей писателя, была для него боевым крещением. Чтобы активнее помогать стачечникам, он оставляет должность помощника редактора журнала «Америкен мэгэзин» и развивает кипучую деятельность. Рид, как вспоминал потом один из организаторов забастовки, видный деятель американского рабочего движения Билл Хейвуд, «научил стачечников революционной песне, которая произвела потрясающее впечатление, когда ее полным голосом пели двадцать пять тысяч человек». Рабочие Патерсона решили организовать в Нью-Йорке массовое театрализованное представление о своей жизни и борьбе против предпринимателей. Режиссером и организатором подлинно новаторской постановки, привлекшей в Мэдисон-сквер-гарден огромную аудиторию в 12 тысяч человек, был Джон Рид. Безусловно, это был новый шаг и в его литературной деятельности. Перемены в политических взглядах писателя отражает очерк «Война в Патерсоне», опубликованный в журнале «Мэссиз». Патерсон был для него уроком того, как «.сами массы поднялись на борьбу». В Патерсоне он встретился не с теми жертвами социальной несправедливости, которые фигурировали в его первых рассказах, а с людьми, «облагороженными участием в великом деле». Отныне Рид делает публицистику оружием борьбы за народное дело. В 1913-1914 г он был корреспондентом от газеты «Нью-Йорк уорлд» и от журнала «Метрополитен» в Мексике. Вернувшись в США, писатель публикует книгу репортажей «Революционная Мексика» (1914), в которой воспевает мужество и героизм борющегося за свободу и счастье народа, решительно выступает против американского вмешательства в дела Мексики. «Революционная Мексика» была этапным произведением в творчестве Рида. Она интересна не только красочностью описаний.
Этот репортаж о народной революции, о восставшем народе формировал в Риде революционного публициста, создавшего «10 дней, которые потрясли мир». В апреле 1914 г. Рид отправляется в штат Колорадо, где бастовали шахтеры, и публикует статью «Война и Колорадо», в которой гневно рассказывает о зверской расправе над забастовщиками. Начинается первая мировая война, и Рид едет в Европу в качестве корреспондента журнала «Метрополитен», чтобы рассказать правду о кровавой бойне. Империалистическую суть ее Рид разгадал сразу же. Мексиканская революция и первая мировая война оказались для него особенно серьезной школой, постигая подлинные пружины империалистической войны, он становится сознательным социалистом. Один из лучших рассказов Рида, написанных в годы войны, — «Мак-американец» (1914). Это портрет американского шовиниста, живущего в Мексике. Мексиканцы для него — люди низшей расы. С упоением вспоминает Мак-американец, как он изувечил в США родного брата и специализировался затем на линчевании негров, но писатель не удовлетворяется теперь констатацией фактов, он становится на путь глубоких художественных обобщений. В отличие от ранних рассказов, изображающих жертвы капиталистического общества, будь то проститутки или нищие, в «Маке-американце» предстает типический образ озлобленного расиста, слуги империалистической Америки, усвоившего замашки своих хозяев. Антиимпериалистическая и антимилитаристская направленность творчества Рида углубляется в его рассказах «Правда малых наций» (1915), «Глава семьи» (1915), «Потерянный мир» (1916). В годы первой мировой войны Рид побывал военным корреспондентом в Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Греции, Сербии, Болгарии и России. Революционные события 1917 г. в России приковали к себе внимание всего мира. «Журнал «Мэссиз» решил направить в Россию своим корреспондентом Джона Рида.

Обсуждение статьи “Массовое театрализованное представление о своей жизни и борьбе против предпринимателей”

  1. Рустам:

    Я не понимаю людей, которые относятся к другим только лишь по их национальности или по тому, какая недвижимость у них имеется. Для меня все люди равны.