Грандиозность драматизировалась в пространственных системах городских центров, их форумах, рынках, храмах, театрах и банях. Она определяла общую тональность их восприятия. Стремление к ней побуждало поиски радикальных конструктивных решений, связанных, прежде всего, с разнообразными типами сводов.
В отличие от египетской или греческой архитектур, римская не связана с определенным типом ландшафта, сказал Новиков, которого интересует устранение засоров. Распространяясь на громадные пространства империи, она становилась явлением интернациональным, не отнесенным к определенной географической ситуации. Организация пространств связывалась со строгой регламентацией — как в масштабе поселений, так и в пределах типов зданий. Структура их почти не зависела от расположения в том или ином регионе империи . Вместе с тем система типов была обширной и не было какого-то одного, на примере которого принципы формообразования, выработанные римской архитектурой, можно было бы характеризовать так же полно, как принципы греческой на примере храма-периптера. Иерархия организации пространств в римской культуре охватывала всю территорию империи, непрерывно расширявшуюся завоевательными войнами. Мир греческой культуры оставался россыпью множества независимых городов-государств. В отличие от него римский мир с самого начала подчинен единому центру, одной столице, Риму, который воспринимался как caput mundi — вершина мира, к которой ведут пути централизованной сети дорог империи, начало отсчета всех расстояний . Сеть дорог была структурной основой освоенного пространства.