Усиление социальной заостренности практически всех экономических акций государства, трудности одновременного решения экономических и социальных проблем, их переплетение и взаимосвязанность приводят к неоднозначности результатов правительственной экономической политики, требуют тщательного взвешивания экономических и социальных последствий любого вторжения государства в воспроизводственный процесс. Опыт ряда стран показывает, что неравномерность, неустойчивость, диспропорции в их хозяйственном развитии были в большей мере связаны с несбалансированным вторжением государственной власти в традиционные и рыночные отношения. В то же время практика других стран свидетельствует о возможности преодоления отмеченной противоречивости и выработки государственной стратегии развития, базирующейся на эффективном сочетании социальных и экономических задач. Неустойчивый, переходный характер многоукладной экономики в развивающихся странах, незавершенность классообразовательных процессов обусловливают особенности острой внутриполитической борьбы за государственную власть, за направление государственной экономической политики. Ее результаты зависят от меняющейся в процессе развития расстановки внутренних политических и социальных сил и от внешних факторов. Действительность показывает, что на каждом этапе развития освободившихся стран происходят сдвиги в соотношении сил, в той или иной мере корректируется их «равнодействующая», которая определяет конкретные направления, методы, формы и в конечном счете общие масштабы вмешательства государства в сферу экономики и социальных отношений. Это обстоятельство обусловливает большое разнообразие фактических масштабов и итоговых результатов участия государства в воспроизводственном процессе и деколонизации различных частей развивающегося мира.