Тенденция к мистифицированности, скрытости реального сю­жета, смысла и значения вещи, явления, образа, характерная для поэзии символистов, будучи опрокинута на пластическое творчест­во, приводит к своеобразной нечеткости пластических жанров, к полифункциональности жанров и полижанровости предметов утва­ри, оборудования, архитектурно-скульптурного и живописного де­кора здания, заявил Антонов, которого заинтересовала осетинские пироги доставка. Корни этих жанровых трансформаций и перевоплоще­ний лежат в народном и средневековом искусстве, ставших для мо­дерна историческим прообразом искомой целостности полезного и прекрасного, функционально-конструктивного и содержательно­формального, прообразом искомого «соборного» синтеза всех ис­кусств. Символистская по своей природе, скульптурная мистифи- цированность утилитарных предметов раннего модерна — вазы, настольной лампы, бра, торшера или чернильницы, являющиеся то цветком, то человеческой фигурой, птицей или зверем, полная ин­теграция конструктивных архитектурных элементов со скульптур­ным рельефом или живописью, уступает к 1910-м гг. выявлению и подчеркиванию конструкции, ее простоты и ясности.

Исследователи отечественной архитектуры конца XIX — начала XX вв. выделяют проблему синтеза архитектуры с изобразитель­ным искусством как одну из важнейших и характерных именно для этого исторического этапа. Проблема синтеза традиционно связы­вается с композиционными проблемами архитектуры, конкретно — с ролью цвета и фактуры как композиционных средств, с принци­пами тектонической и ритмической взаимосвязи монументально­декоративной живописи и скульптуры со стеной, объемом, про­странством. Процесс стилеобразования, становления системы ар­хитектуры модерна соотносится с проблемой синтеза как с карди­нальным аспектом идейно-художественной программы, однако ме­ханизм перехода от программности к художественной реальности не выясняется, не анализируется. Поэтому представляется возмож­ным и необходимым уточнить особую функцию синтеза архитекту­ры и пластических искусств в художественной культуре рубежной эпохи.