Разветвленная система социального oтбора, охватывающая среднюю и высшую школу, механизмы трудоустрой­ства и профессиональной карьеры, резко снижает действие объективных факторов, способствую­щих росту вертикальной социальной мобильности. Важно иметь в виду, что приведенные данные отно­сятся в основном к периоду относительно быстрых тем­пов экономического роста, когда расширение производ­ства в определенной мере стимулировало внутри — и межгенерационную вертикальную мобильность. В условиях кризиса, сокращения производства в ряде отраслей и роста массовой безработицы трудности «продвижения» рядовых рабочих и служащих и их детей еще более возросли.

Ограниченные возможности индивидуального «про­движения», роста профессионального и социального ста­туса личности — одна из главных причин, порождающих потребительскую ориентацию и поведение определенной части эксплуатируемых капиталом трудящихся. На деле потребительский проект оказывается наиболее реаль­ным— объективно и психологически — из всех доступ­ных пролетарию проектов улучшения жизни, способных придать ей определенную осознанную цель. Это не означает, что психология трудящегося в со­временном капиталистическом обществе обречена раз­виваться по пути «потребительства». Такой вывод озна­чал бы упрощение реального процесса, раздувание од­ной из его тенденций. Тем не менее «потребительство» является типичной для современного капитализма фор­мой морально-идеологического закабаления пролета­риата.