Пейзажный вид
Горизонтальный, или «пейзажный», вид (вверху) часто является очевидным выбором при съемке ландшафтных объектов. Однако уместен и вертикальный, или «портретный», формат (справа), особенно в тех случаях, когда какая-либо особенность сцены — в этом примере аварийное заграждение — ведет глаз прямо от переднего плана к заднему.
Натюрморт
Посредством изменения ориентации изображения можно придать дополнительную значимость различным совокупностям линий, содержащихся в нем. Горизонтальная ориентация (сверху) придает новое звучание сильным диагонально расположенным стеблям растений, а вертикальная (справа) удивительным образом оживляет планки жалюзи.
ПРОПОРЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
С опытом вы можете начать замечать, что пропорции изображения оказывают тонкое влияние на способность фотографии что-то сообщать. Квадратное изображение, например, очень часто вызывает ощущение стабильности и баланса. А немного более прямоугольное изображение может сообщать чувство неуверенности или создавать у зрителя ощущение некомфортности. Если у вас нет очень весомых причин для использования формата такого типа, его лучше избегать, рассказал Соломин, который думает купить аэрохоккей для дома.
Панорамы
Панорамная фотография была популяризована относительно недавно сейчас уже устаревающими АРБ- камерами, которые начали выпускать в 1996 г. На самом деле эта система просто убирает верхние и нижние части обычного изображения, превращая его в узкое и длинное, которое не является истинно панорамным.
Цифровые камеры, однако, могут давать истинные панорамы (для получения которых камера должна перемещаться относительно фотографируемой сцены от одной стороны к другой или
Истинная панорама
В настоящих панорамных камерах используются сканирующие объективы, которые проецируют изображение на расположенную по дуге часть пленки. Движение объектива создает типичную изогнутость линий от центра кадра, как вы можете видеть на этой работе, сделанной на выставке в картинной галерее.
Горизонтальное кадрирование
Кадрирование, которое значительно уменьшает небо или передний план, очень хорошо подходит при съемке природных или городских видов, поскольку в большой мере снимает композиционные проблемы вверх и вниз), в которых охват изображения больше, чем поле зрения объектива. Это достигается выполнением ряда кадров, частично перекрывающих друг друга, и их последующей «сшивкой».
Для достижения наилучших результатов вращайте камеру вокруг фиксированной точки, такой как штатив, таким образом, чтобы при вращении на изображении не создавалось впечатления движения. В помощь вам некоторые цифровые камеры имеют «панорамную функцию», которая показывает, где следует сделать следующий кадр, демонстрируя на ЖК-экране предыдущий снимок как руководство.
При съемке панорам не стоит жалеть времени на выбор правильного вида, наиболее подходящего для экспериментов. Это окупится вам сторицей. Например, вам надо знать, что на панорамах, составленных из отдельных снимков, на которых имелись объекты, находящиеся близко к камере или даже на каком-то среднем расстоянии от нее, всегда будут перспективные бочкообразные искажения.
Также при съемке панорам нужно хорошо продумывать вопрос экспозиции. Поворачивая камеру вдоль сцены, вы будете видеть изменение параметров экспозиции при прохождении различных областей света и тени. При такой съемке передний план, например, может меняться у вас от темного до светлого. Чтобы не допустить такого, выведите камеру из автоматического режима и установите экспозицию вручную.
Вертикальное кадрирование
Очень интересный даже в обычном виде снимок озера в Шотландии (выше) был преобразован в более узкую, более манящую композицию (справа) путем кадрирования. При этом получилась более узкая, более вертикальная форма, имитирующая традиционные гобелены.