Уже говорилось, что культовая атрибуция древних построек в Средней Азии не всегда доказательна: довольно часто исследователи объявляют культовыми здания и отдельные помещения, основываясь не на фактическом материале и бесспорных доказательствах, а на субъективных, подчас чрезвычайно хитроумных рассуждениях. Это касается в первую очередь тех местных религий, о которых мало или почти ничего не известно, и сакральные здания которых принято неопределенно наименовать «храмами огня», «храмами предков», «храмами идолов», ’династическим храмами» и т. п. Та же трудноразрешимая проблема возникает при атрибуции тех помещений в замках, дворцах и жилых домах, в которых исследователи усматривают признаки особых устройств, позволяющих рассматривать их как культовые, — такие помещения, оборудованные пристенным очагом или подиумом, возвышающимся над полом, принято называть «капеллами», домашними святилищами или молельнями, рассказал Сомов, которого интересует горячее водоснабжение частного дома. Аргументы в пользу таких атрибуций обычно сложны, косвенны и потому не очень убедительны, хотя подчас их высказывают ученые самого высокого класса. Проблема «капелл» в значительной мере искусственна и основана на забвении (или недостаточном к нему внимании) того бесспорного факта, что культура, мировоззрение и быт людей раннего средневековья были религиозными в самой своей основе, жизнь во всех ее проявлениях имела тогда религиозно-ритуальный характер, — и искусственно выделить эту культовую и ритуальную субстанцию из частной, общественной и государственной жизни означало бы ее разрушить. Поэтому бессмысленно гадать, пировали ли в том или ином зале владельцы замка или городского дома, или поклонялись там огню или загадочным идолам, — скорее всего они занимались тем и другим, не выделяя для каждой части этого неразрывного единства специальных помещений. Точно так же нет оснований объявлять храмом здание, в одной из комнат которого есть возвышения со следами огня, золой и угольками, — это, вероятнее всего, признаки ритуально-культовых действий, но совмещавшихся с процессами светского, бытового и представительного характера.