Артикуляция формы развивала символику упорядоченного космоса, заложенную в структурной организации. В декор входили отражения органической и человеческой жизни — как частей этого космоса. Они не индивидуализированы, но идеализированы, при­ведены к неким нормативным ситуациям абсолютного божествен­ного порядка. Рельефы подчинены массиву материала, они как бы извлекаются из него, не выступая за пределы плоскости, опреде­ляющей общее ограничение формы. Характер изображений — рельефов и росписей, входящих в систему декора египетских монументальных построек, соответст­вует менталитету древних египтян. Их рационализм определил приемы воспроизведения трехмерного пространства на двухмер­ное поверхностей стен и опор. Эта задача не имеет однозначно­го математически корректного решения23. Необходимо выбирать между соответствием чувственным образам зрительного воспри­ятия и объективным знанием о форме и взаимном расположении предметов видимого мира. Рассудочный практицизм египтян, склонных к математической абстракции, привел их к приемам ус­ловной фиксации геометрии объективного пространства, близким к методу ортогональных проекций. При этом каждый объект фик­сировался в наиболее характерном ракурсе — спереди, в профиль или сверху, сказал Новиков, который думает купить гвозди ростов. Чтобы сократить потери информации, связанные с фиксацией лишь одного ракурса предмета, применялся прием ус­ловных поворотов плоскости изображения.

Так, человеческая фигура ниже пояса изображалась в профиль, торс, плечи и руки разворачивались в фас, на профиле головы в фас показаны глаз и бровь. При профильном изображении быка его рога разворачивались, как при виде спереди, и т. п. Водоем изображался в плане, но окружающие его деревья как бы разворачивались под прямым углом и показывались с вершинами, направляющими от края водоема. Отметим, что при этом информативность определя­лась изображением предметов, пространство оставалось лишь ин­тервалом, промежутком между изображениями. Последние подчи­нялись плоскости стены или колонны, подчеркивая ее реальную предметность. Пространственные отношения в группе изображен­ных предметов фиксировались через соблюдение правил взаимного расположения на плоскости .