Сущность проблем второй группы — соотношение современных и традиционных секторов в классовых структурах. Она может быть сформулирована следующим образом. В чем заключаются общие и особенные черты возникающих и преобразующихся социальноклассовых формирований? В какой мере сосуществование сложившихся в разное время и на разной основе социальных образований способствует становлению новых классов и в какой мере препятствует ему? Эти вопросы исследовались преимущественно в контексте концепций многоукладное™ и переходности. Такой подход позволил показать неизбежность и долговременность сочетания традиционных и современных классообразований, раздробленность новых классов между несколькими хозяйственными укладами, очаговый характер формирующихся современных классов, преобладание переходных и промежуточных социальных структур. Вместе с тем проблема значимости традиционных социальноклассовых образований для формирования современных классов не решена, а иногда ставится недостаточно четко, дорвеи создание. Эти сектора нередко изображают как рядоположенные, что явно недостаточно для понимания исторической перспективы формирующихся классов. Определение нынешнего типа классовых и вообще социальных структур как переходных расплывчато, поскольку в нем нет четкого указания ни на исходный, ни на конечный пункты процесса перехода. Реальные и усилившиеся тенденции к формированию современных классов и, более того, преобразование социально-классовой структуры в целом неизбежно подводят к вопросу: не теряет ли характеристика нынешней социально-классовой структуры развивающегося общества, как преимущественно досовременной, отсталой и аморфной, свою силу— по крайней мере для группы стран, число которых хотя и невелико, но вес в экономике развивающегося мира весьма значителен? Положительный ответ на этот вопрос не означает, конечно, возвращения к той точке зрения, что индустриализация ведет к становлению в развивающемся обществе класссов, идентичных тем, которые возникли в Европе в эпоху восходящего капитализма 16. Ответ на поставленный вопрос вряд ли будет также удовлетворительным, если ограничиться констатацией, что в ряде стран сохраняется «переходная» структура, а в других — она изменилась. Задача, на наш взгляд, заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание на изучении тенденции к целостности СКС, которая явственно обнаруживается во многих развивающихся странах. Это помогает выявить специфику становления современных классовых образований по сравнению, скажем, с Европой XVII—XIX вв.