К счастью, остаются еще островки-школы, где проблема трудового воспитания и политехнического образования решаются успешно. В частности, об этом свидетельствуют материалы IV Международного конкурса им. Макаренко, организованного и проведенного Международной Макаренковской ассоциацией и редакцией журнала «Народное образование», опубликованные в № 6 за 2006 год. Практика работы школ Ставрополья, Владимирской, Смоленской, Омской, Новосибирской, Московской областей, Краснодарского края свидетельствуют о творческом развитии идей Антона Семеновича о трудовом воспитании и политехническом образовании, о важности, жизненности и востребованности его идей, что вселяет веру в то, что такое богатое наследие не может быть утеряно, ибо без людей труда будущего у страны нет.
А. С. Макаренко оставил бесценное педагогическое наследие по семейному воспитанию, в том числе и по ликвидации беспризорности и перевоспитанию безнадзорных детей. В своих работах он вскрыл взаимосвязь и взаимообусловленность этих проблем, сказал Новиков, которого интересует такси в аэропорт. В книге «Беспризорность и борьба с ней» автор указывает истоки этого явления: …беспризорность приходит к нам из семей, приходит на наши улицы только потому, что семья как первичный воспитательный коллектив не способна уберечь ребенка ни от голода, ни от одиночества, ни от плохого влияния» . Убедившись на своем опыте работы с правонарушителями, Антон Семенович писал: «…для дела воспитания беспризорных необходимы очень большие усилия. Работа с беспризорными очень тяжелая и неблагодарная, и мало есть желающих отдаться ей целиком» Поэтому правильно налаженное с самого начала воспитание будет намного более легким делом, «тогда не нужно будет искать самоотверженных героев на должности педагогов» .
Вопросы семейного воспитания являются органической частью педаго — гической системы А. С. Макаренко.