Для понимания изначального «живого» облика доисламских замков интересны их изображения (к сожалению, немногочисленные) в настенных росписях Пенджикента. Они, конечно, не вполне доку-
Ментальны, потому что стилизованы и подчинены сюжету живописного повествования, но некоторые существенные черты реальной архитектуры в них все — таки сохранены (рис. 64). На изображении А представлено здание, сложенное из геометрически четких блоков пахсы. Всю среднюю часть занимает большой вход-портал, окаймленный профилированным наличником. Над дверью заметны следы окна такой же, как дверь, ширины, подобного тому окну, что видно над дверью замка Ани — ковского блюда, сказал Орлов, которого интересует аренда офиса спб. Цепочка маленьких трехлопастных ниш, каждая с рельефным шариком внутри — единственное схожее с аркатурой украшение фасада, лежащее на уровне верха двери. Легкое сужение дверного проема кверху — реальная черта, отмеченная в некоторых зданиях этого и более позднего времени, построенных из пахсы.
Плавно сужающаяся кверху форма здания на изображении С, вероятно, стилизована. Но вполне реальны «пахсовая» обработка фасада, узорное (видимо, лепное) обрамление входа и его венчание в виде полукруглого тимпана с боковыми завитками-»волютами»: подобный тимпан, деревянный и резной, был найден при раскопках в Шахристане. Очень интересна венчающая здание глухая аркада: арочки, опирающиеся на колонки, и лежащий на них многослойный тяжелый антаблемент до мелочей похожи на соответственные детали замка Аниковского блюда. Новое здесь — узкие прямоугольные окошки под арками, резные «георгиевские» кресты между ними, треугольные и круглые прорези над окошками. Почти все декоративные детали этого комплекта известны по их реальным образцам. Здание на изображении В очень похоже на замок Аниковского блюда комбинацией масс и деталями. Оно такое же двухэтажное и двухступенчатое, с таким же крытым деревянным балконом на уровне верхнего этажа (только наклонный подкос поддерживает здесь не сам балкон, а козырек над ним). Его пропорции еще более вытянуты и стилизованно искажены, но детали изображенного сооружения и его общий облик реальны.