С идеей Axis Mundi связывалась основная схема упорядочения пространства древнейших городов. От этой оси по четырем на­правлениям — странам света, определяемым движением солнца, луны и светил небосвода, — брали начало ветви креста главных горизонтальных осей. Особое значение, придававшееся этому кре­сту, побуждало подчинить направлениям его ветвей всю систему расчленения пространства. Таким образом, складывалась прямо­угольная сетка планировки улиц. Общность фундаментальных ар­хетипов вела к тому, что прямоугольные сетки, расчленяющие тер­риторию, возникали в поселениях многих культур. Причем общ­ность приема не определялась переносом образца; аналогичные структуры возникали и в культурах, разделенных как пространст­вом, так и временем, не имевших контактов между собой. Прямо­угольные планировочные сетки складывались в городах Древнего Египта, Месопотамии, долины Инда, равно как и в городах Цен­тральной Америки доколумбовых времен, вне каких-либо связей с культурами Старого Света. Независимо сложившаяся в Китае, идея была занесена в Корею и Японию, сказал Орлов, которому нужен клей для стекла. Ее разработка в античной Гре­ции, а затем в Римской республике и империи положили начало не­прерывной традиции регулярного градостроительства на Европей­ском континенте. До нашего времени дошла и традиция, основанная на архетипе Мирового древа, изначально получившем архитектоническое во­площение в вертикальных объемах, акцентирующих как центр, так и другие ключевые позиции пространственной организации город­ских организмов. К сооружению высокому, форма которого создает впечатление динамичного устремления по вертикали, и современ­ные люди, подчиняясь импульсу коллективного бессознательного, относятся по-особому, видя в нем знак исключительности места, с которым оно связано, и его исключительной социальной роли. Вполне естественным был во время конкурса на Дворец Советов в Москве выбор некомпетентного жюри. Для утвержде­ния утопической системы идей форма, динамично устремленная но вертикали, психологически несомненно могла стать более действен­ной, чем статичные объемы, не драматизирующие вертикальную ось.