В настоящее время оплата и условия транзита являются результатом переговоров между коммерческими партнерами. При возможности осуществления транзита по альтернативным маршрутам максимальная уплачиваемая цена равняется альтернативным издержкам, т. е. издержкам по организации транзита по альтернативному маршруту. В случае отсутствия альтернативы максимальной ценой за транзит является цена, за пределами которой соглашение о продаже газа становится неприбыльным для продавца. Эти уровни цен могут рассматриваться как максимальные для транзитного сбора. Соответствующим минимальным уровнем будет реальная стоимость транзита. В то же время страна, через которую осуществляется транзит, и в некоторых случаях ее промышленность, извлечет выгоду из получения новых или дополнительных внутренних поставок газа, что следует принимать в расчет. По завершении строительства сооружений для транзита позиции участвующих в переговорах сторон изменяются. Тем не менее отношения между покупателем услуг по транзиту и их поставщиком остаются отношениями взаимной зависимости. После осуществления инвестиций в стране транзита возникнет искушение повысить транзитные сборы. Эта позиция может быть ослаблена в случае, если внутренние поставки энергии в стране транзита осуществляет тот же поставщик. Усилия по максимальному увеличению краткосрочных доходов от транзита по существующим трубопроводам могут привести к строительству альтернативных соединений трубопроводов и, в конечном счете, обходного пути, что было наглядно продемонстрировано при разработке месторождений Каспия, где популярны каркасный дом. В настоящее время еще не получило развитие национальное законодательство и регулирование в сфере транзита. При отсутствии специального международного транзитного режима существующие соглашения по транзиту регулировались национальными правилами и нормами, а также условиями коммерческих контрактов. С ростом либерализации энергетического рынка будет возрастать необходимость в признанных в международном масштабе правилах по транзиту.