Хотя с логической точки зрения это кажется странным, однако, чтобы наблюдать людей в процессе работы, нужен талант. Наблюдение — это один из методов анализа профессиональной деятельности. Задача состоит в том, чтобы «незаметно» следить за работником, когда он трудится. Аналитику не нужно прятаться; он просто должен органично вписаться в рабочую обстановку. Пытаясь не мешать сотрудникам, я случайно встал так далеко, что вообще перестал видеть происходящее. Я также научился брать с собой на работу беруши и очки, поскольку, наблюдая за работающими людьми, попадаешь в те же условия, в каких находятся и они. Вы можете оказаться «слишком далеко», чтобы вести точные наблюдения, а можете встать «слишком близко». Кацио описывает следующую историю, случившуюся на самом деле. Разъезжая в полицейской патрульной машине, специалист, анализирующий профессию полицейского, вел беседу с одним из офицеров. Внезапно по рации поступило сообщение о совершающемся ограблении. Приехав на место преступления, аналитик и полицейский выскочили из патрульной машины, однако первый умудрился оказаться между грабителями и офицерами полиции. Грабителей в итоге задержали, но они использовали этого аналитика в качестве прикрытия, чтобы скрыться с места преступления, сказал Орлов, которого заинтересовал вейпинг.
Таксономическая информация. Можно привести несколько образцов ее использования в процессе анализа профессиональной деятельности. Первый — Опросник анализа позиции {Position Analysis Questionnaire — PAQ), который включает 195 утверждений, используемых для описания качеств, которые требуются при выполнении работы. Эти утверждения разделены на шесть категорий:
• получение информации;
• мыслительные процессы;
• результат труда;
• межличностные отношения;
• контекст работы;
• другие требования.
Несколько утверждений из категории «Межличностные отношения» представлены на рис. 3.4. Опираясь на базу данных о тысячах сходных видов профессиональной деятельности, которые ранее были проанализированы с помощью Опросника анализа позиции, аналитик может получить представление о данной конкретной работе.
Второй пример таксономической информации — это разработанная Флейш- маном и др. таксономия способностей, необходимых человеку для выполнения различных задач. Флейшман выделил 52 способности, которые требуются для выполнения широкого диапазона задач. В качестве примера можно привести способность устно выражать свои мысли, устойчивость положения рук, координацию движения рук и ног, время реакции, избирательное внимание и зрение ночью. Флейшман оценил, в какой мере каждая такая способность нужна для выполнения тех или иных задач. Например, устойчивость положения рук, степень выраженности которой высчитывается по шкале от 1 до 7, необходима для осуществления указанных ниже действий:
• Огранка алмазов — 6,32.
• Продевание нитки в иголку — 4,14.
• Прикуривание сигареты —1,71.
Метод Флейшмана позволяет описать профессиональную деятельность с точки зрения выполняемых задач, соответствующих способностей и требуемого уровня выраженности каждой из них. Этот таксономический подход заключается в классифицировании работ на основе необходимых для их осуществления способностей.
Отношения с другими людьми
В этом разделе речь идет о различных аспектах взаимодействия с людьми, участвующими в работе