Многолетнее эффективное функционирование французских и японских ВСМ, разработка на этой основе проектов новых ВСМ в этих странах без существенных изменений в принципах размещения и схемах раздельных пунктов свидетельствуют о том, что принятые для первых ВСМ инженерные решения отвечают специфическим условиям этих стран. Переходя к вопросу о размещении и схемах раздельных пунктов будущих высокоскоростных магистралей в нашей стране, следует определить пути его решения применительно к российским условиям. В отечественных проектно-изыскательских и научных разработках 1987—1998 гг. принята за основу французская концепция. Так, в проектных разработках Мосгипротранса 1987 г. ВСМ Москва — Юг протрассирована без захода в крупные города и без устройства новых пассажирских станций вблизи них. Для обслуживания населения городов, расположенных в зоне высокоскоростной магистрали, предусматриваются заходы некоторых поездов по существующим линиям с пониженными скоростями, для чего в местах пересечения ВСМ с этими линиями или близкого их расположения укладывают соединительные пути с путепроводными развязками. Это позволяет существенно снижать расходы по собственно ВСМ, но требует значительной реконструкции тех участков существующих линий, по которым экспрессы должны следовать по высокоскоростной линии на действующие пассажирские станции и обратно. Такое решение может быть эффективным только в том случае, если заводы наладят выпуск сверхпологих стрелочных переводов, например, марок 1/46 — 1/65.
Несколько отличное от ВСМ Москва— Юг положение занимает проектируемая ВСМ Санкт-Петербург — Москва, что обусловлено в основном объективными обстоятельствами. Первое из них заключается в уникальности линии по характеру и размерам пассажиропотока, сказал Зубов, которого заинтересовала автошкола Красноярск. Линия соединит два мегаполиса страны, между которыми, кроме Твери, нет пока пассажирообразующих пунктов. Это оправдывает движение большей части поездов от одного города до другого без остановок. Целесообразность станций с пассажирскими операциями есть, кроме Твери, в районе Валдая, в Москве и Санкт-Петербурге. На остальном протяжении линии могут размещаться только те раздельные пункты, которые обеспечивают регулирование движения поездов и жизнедеятельность магистрали в целом.