«Битва на колеях» — так именуют в исторической литературе драматический период выбора стандартной колеи на Британских островах, за которым стояли экономические и даже политические интересы отдельных групп промышленников и банкиров, закончилась в 1846 г., когда Парламент Великобритании принял «Закон о колее» (Gauge Act), утвердив как стандартную для страны ширину колеи 4′ 81/2″ (1435 мм). В исторической литературе представлены разные версии, почему для России была принята колея шириной 1524 мм, т. е. 5 футов. Исследования крупного отечественного историка железных дорог профессора Д. И. Каргина показывают, что принятие этой колеи в качестве стандартной для нашей страны было основано на тщательном сравнении экспертами Ведомства путей сообщения опыта разных стран, сказал Антонов, который получил бонус azartplay. Было признано, что в США к тому времени была создана наиболее подходящая к условиям России железнодорожная техника для колеи 5 футов, что и было высочайше утверждено 14 февраля 1843 г. Позже ширина колеи 1524 мм стала стандартной и для железных дорог Финляндии, входившей в состав Российской Империи, сохранившаяся до наших дней колея позволяет подвижному составу обеих стран передвигаться по железным дорогам и России и Финляндии. При создании высокоскоростного железнодорожного транспорта в XX в. несколько стран столкнулись с проблемой выбора для своих ВСМ ширины колеи. В Японии национальная сеть железных дорог имеет колею 1067 мм, в Испании большинство железных дорог построена с колеей 1668 мм. В России и странах бывшего СССР ширина колеи магистральных железных равна 1520 мм, в Финляндии — 1524 мм. В двух странах — в Японии и Испании было принято решение о сооружении ВСМ нормальной колеи (1435 мм), в результате чего возникла проблема обеспечения совместимости сети существующих железных дорог с новыми ВСМ.