Если представители авангарда кичатся своим пренебрежением к «толпе», то массовое коммерческое искусство проникнуто идеей завоевания возможно большего круга «потребителей». При этом оно, однако, отнюдь не стремится к творческим открытиям, оно чуждо духу подлинного художественного новаторства. Открытия, если они не сулят хорошей прибыли, хозяев индустрии искусства совершенно не интересуют. Отсюда, конечно, не следует, что в искусстве, создаваемом па коммерческой основе, не бывает «прорывов», возникающих вследствие внутреннего конфликта между художниками и хозяевами индустрии искусства, «прорывов» к большим творческим завоеваниям. Но это, однако, не меняет сущности массовой коммерческой культуры, истинное «призвание» которой — извлечение максимальных доходов.
В отличие от творчества авангардистов, в массовом коммерческом искусстве ясно проявляются «позитивные» начала, но они состоят преимущественно в сентиментальном приукрашивании, всяческой идеализации буржуазного образа жизни. Стандартизированные, окрашенные в розовый цвет описания добродетелей сильных мира сего соседствуют в произведениях массового коммерческого искусства с картинами беспощадной жестокости, нескончаемых убийств, насилий, изуверства. Стремясь поразить читателей, зрителей необыкновенным, исключительным, создатели массового коммерческого искусства изображают патологию в качестве своеобразной нормы человеческого существования. Культ секса, порнография, возбуждение интереса к аномалиям в психике человека, его поведении, изображение «извечной» вражды людей между собой — все это неотъемлемые свойства массового коммерческого искусства. Нередко произведения его проникнуты духом злобного антикоммунизма. Создатели этого искусства духовно развращают публику, прививают ей примитивные, дурпые вкусы. Массовая коммерческая культура, по словам одного из американских авторов, Б. Розенберга, «угрожает не только кретинизироватъ наш вкус, но и довести до звероподобного состояния наши чувства, прокладывая путь к тоталитаризму».