Он объединил в себе особенности народного темперамента, которые сам композитор определял как склонность к меланхолии и мечтательность, своеобразие румынского пейзажа и традиции народного инструментального музицирования. От наигрышей лэутаров ведет свое начало сам характер тематизма: изощренная, обильно украшенная мелизмами мелодика с опорой на дважды гармонический лад и с капризными сменами мажора и минора; своеобразное интонирование с широким использованием glissando, оригинальной орнаментики, четвертитоновых по- певок, обусловленных нетемперированным строем инструмента; мозаичное плетение кратких мотивов, их постоянное вариантное преобразование, рассказал Сомов, которого интересует полимерная шпаклевка. Гибкий ритмический рисунок, усложненный разнообразными синкопами, изысканной группировкой длительностей, коренится в импровизационном rubato народных мелодий. Широко представлены в сонате исполнительские особенности народного инструментализма. Композитор, глубоко изучивший детали скрипичной техники лэутаров, сам скрупулезно отметил все тонкости интерпретации: изменение темпа, динамики, особые виды штрихов, усиливая через них колористическое богатство произведения. В нем слышны голоса природы (например, народный прием игры ciocTrlia — жаворонок, короткое пронзительное glissando в высоком регистре, напоминает звонкое щебетание птиц), звуки народных инструментов — флуера, ная, кобзы. Этими эффектами пронизана вся полимелодическая ткань произведения — и партия скрипки, и фортепиано, имитирующее небольшой оркестр, в котором угадываются бряцание цимбал, гудениечимпоя (волынки). Народные традиции обусловили особенности строения сонаты, которое приближено к свободной рапсодической форме, в частности к композиции дойны. Яркий жанровый и темповый контраст протяжной импровизации и стремительной пляски (жок) лежит в основе экспозиции первой части (Moderato malinconico), между ее импровизационной разработкой и танцевальной репризой. Все течение цикла от умеренного темпа к быстрому и особенно соотношение второй части (Andante sostenuto е misterioso) и финала (Allegro con brio, та non troppo mosso) также образует подобие композиции дойны. И хотя форму каждой части цикла можно рассматривать в рамках академических структур16, более важным представляется свободное варьирование интонаций, сплетение кратких мелодических попевок, их моноинтонационное развитие на протяжении всего цикла, которое, восходя к народной исполнительской манере, сближает сонату с жанром рапсодии. Это в полном смысле «румынская поэма» , не картинно-описательная, как в юности, а высокое художественное обобщение образов родины.